ПЕЙЗАЖ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ

STRF.ru: Энергосберегающие технологии, здоровый образ жизни, переработка отходов. Все эти экологические словосочетания понемногу превращаются в вечные ценности, о которых иной раз приятно поговорить за чашечкой зелёного чая или на волонтёрском субботнике. Но как перейти от частных слов и действий к масштабным решениям? Ответить на этот предельно материальный вопрос попытались учёные географического факультета МГУ, составив полный экологический рейтинг российских городов. Основанный на многих независимых индикаторах (население города, объёмы выбросов, разветвлённость автодорог и многие комбинации этих и других параметров), он позволяет увидеть экологический портрет каждого города и при необходимости найти способ его подретушировать.

Человек на фоне космоса, Джоконда Леонардо да Винчи на фоне узкой дорожки средь горных теснин. Хотим мы того или нет, портреты итальянского Возрождения через дебри новых стилей и школ уже давно уступают чистым геометрическим формам. Так что и график зависимости объёма вредных выбросов от темпов промышленного производства теперь вполне может сойти за портрет на какой-нибудь выставке современного искусства. Тем более что фоном за этими сухими цифрами прорисовываются все главные эпохи нашей страны: любой кризис неминуемо влечёт снижение выбросов, а экономический рост – их резкий взлёт. Но всё не так просто. Джоконда улыбается нам своей потусторонней улыбкой, а постиндустриальное общество старается разорвать порочный круг индустриального мира.

«В каждый из этих периодов были свои иллюзии, – рассказывает Виктория Битюкова, доцент географического факультета МГУ и один из главных авторов исследования. – Казалось, что кризис 90-х сам всё сделает за нас. Сам всё очистит. Но выяснилось, что объёмы выбросов сократились значительно меньше, чем объёмы производства, потому что значительная часть загрязнения формировалась в ЖКХ. Да и вообще – неэффективная экономика чистой не бывает. Ведь между урбанизацией и природой существуют сложные диалектические связи. В самой концентрации производства и населения заложены экономические ресурсы, позволяющие осуществить комплекс инженерных, технологических и гигиенических мероприятий по охране биосферы. Более того, нередко урбанизация и индустриализация ведут к значительному улучшению экологической обстановки. Например, при создании тех же оазисов в аридных зонах, т.е. зонах сухого пустынного климата».

В России насчитывается 1100 городов, в которых проживает почти 95 миллионов человек, приблизительно три четверти населения страны. При этом российская урбанизация всегда была неразрывно связана с промышленностью, с грязными производствами чёрных и цветных металлов и топливной индустрией. А потому без сухих цифр по экологии городов, по источникам загрязнения и их вкладам в общую грустную картину превратить нашу экологическую пустыню в зелёные оазисы никак не получится.

«Города – это сложные техногенные системы, в которых образуется множество петель прямых и обратных связей, возникающих в процессе антропогенного воздействия. При этом особую остроту проблема взаимодействия человека и окружающей среды приобретает в крупных городах, где в условиях высокой плотности населения, большой концентрации промышленности и транспорта, широкого спектра и значительного объёма загрязняющих веществ создаётся возможность возникновения наиболее опасных взаимогенерирующих эффектов загрязнения в масштабах, существенно превышающих площади самих городов», – поясняет Виктория Битюкова.

Начать распутывать этот клубок хитросплетений исследователи решили с загрязнений атмосферы, у которых есть два основных источника. Первый – это стационарные объекты: выбросы различных заводов, фабрик и энергообъектов, объёмы которых брались по отчётам технологов предприятий. А вторым основным источником загрязнения служит автотранспорт, объём вредных выбросов которого рассчитывается на основе данных об интенсивности движения и составе транспортного потока.

«В городском ландшафте воздушная среда представляет собой кратковременное “депо”, транзитную систему, состоящую из газообразных (оксидов азота, серы и углерода; озона, аммиака, сероводорода, сероуглерода и др.) и взвешенных веществ, часто содержащих достаточно высокие концентрации тяжёлых металлов и других поллютантов. А потому воздействие на атмосферу, которое опосредованно распространяется на почвы, поверхностные и подземные воды, является наиболее важным показателем в системе индикаторов качества среды», – говорит Виктория Битюкова.

Для описания этого загрязняющего воздействия учёные использовали палитру самых разных коэффициентов и показателей. Главными среди них стали плотности выбросов. Коэффициенты эмиссии загрязняющих веществ от промышленности и автотранспорта, которые в разных показателях делились на площадь городской застройки, протяжённость автомагистралей, количество жителей или плотность эмиссии – выпадения загрязняющих примесей из атмосферы на землю.

Все вместе эти сухие цифры индикаторов складываются в детальный экологический портрет города. Портрет, где безысходно унаследованная от прошлых эпох инфраструктура и промышленность диктует высокий уровень загрязнения. Портрет, который в известной мере живёт по своим собственным законам: ведь высокая антропогенная нагрузка не всегда означает плохую экологию, а даже самый маленький заводик может попортить жизнь неудачно спланированному городу.

Сравнение различных индикаторов выбросов и уровня загрязнения атмосферы как раз позволяет увидеть такие приятные и неприятные исключения и, что ещё важнее, спланировать действия для улучшения экологической обстановки или исключения будущих ошибок. Так, исследователями было установлено, что во многих уральских городах даже маленькие выбросы приводят к большим загрязнениям. Расположенные в узких межгорных котловинах, они становятся своеобразными котлами, где варятся токсиканты их заводов и фабрик.

В противовес этой грустной тенденции выбросы автотранспорта с 1990 года растут медленнее, чем размеры автопарка, что указывает не только на возрастающую долю экологичных иностранных машин, но и на грамотное планирование дорожной системы (учёные установили, что традиционная для европейской части страны радиально-кольцевая система способствует аномально сильному загрязнению центра города, а решающее влияние на рост объёмов выбросов оказывают площадь транспортной системы и скорость движения потока).

И это только пара примеров, иллюстрирующих подход учёных. Впрочем, составление любого рейтинга – дело всегда неблагодарное.

«Всего в мире существует около десяти экологических рейтингов, а раскрывает методику подсчёта только одна организация – The Blacksmith Institute. При этом в зарубежных исследованиях широко представлен метод, когда опрашиваются эксперты, а в российской практике больше распространены замеры содержания загрязняющих веществ. Поэтому и возникает проблема соотношения наших данных с мировыми, реальности и рейтингов. Например, в рейтинге Mercer Human Resource Consulting Москва находится на одном месте со столицей Буркина-Фасо Уагадугу, что несколько сомнительно», – рассуждает Виктория Битюкова.

Не воспринимают истиной в последней инстанции учёные и созданные в ходе собственных исследований портреты российских городов. Ведь экологический портрет, как и любое изображение, – вещь несовершенная и неизбежно искажающая хитросплетение причин и следствий реальности.

«В будущем наше исследование может даже стать первым шагом для построения комплексного рейтинга, в котором будет учтено и воздействие на воду и земельные ресурсы, и, скажем, радиационно-тепловое воздействие. Впрочем, городская среда столь сложна, что даже тогда мы не сможем гарантировать отсутствие в городе какого-то неучтённого, нетрадиционного источника загрязнения», – замечает Виктория Битюкова.

А потому главным результатом своей работы исследователи считают новую систему, можно сказать, повышенного разрешения. Она включает в общую экологическую картину страны ускользающе маленькие города и позволяет планировать элементарные действия для улучшения нашей экологии.

Исследование охватило все 1100 поселений России, которые имеют или имели статус города в 1990–2011 годах. 778 из них – это малые города с населением меньше 50 тысяч человек, которые почти никогда не обеспечивались данными мониторинга. Поэтому задачей учёных было сравнить данные по остальным 222 точкам с данными по выбросам, найти сопоставимые коэффициенты и распространить их на весь массив российских городов. Исследователи полагают, что такой подход даёт инструменты для анализа городской статистики и для принятия управленческих решений по стратегическому планированию городского развития.

СПРАВКА:

Проект «Исследование качества городской среды и разработка научно-методических принципов эколого-географической оценки городов России на основе комплексного анализа состояния компонентов окружающей среды и здоровья населения» выполнялся в 2011–2012 годах при поддержке ФЦП «Исследования и разработки» (госконтракт № 16.515.11.5076). Объём финансирования: бюджетное – 9 миллионов рублей, внебюджетное – 2 миллиона рублей.

Источник: STRF.ru (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=56593).

Контакты

(495)939 15 55
517 39 44

(495)939 15 81



natshab@yandex.ru